Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Среди исследователей наблюдается тенденция к осмыслению загадки подростковой агрессии. Но до сих пор ощущается недостаток в практических программах по её профилактике.
В научной литературе данная проблема имеет достаточно длительную историю изучении.
Так, зарубежные авторы изучают её в бихевиоризме (с этим направлением связаны имена Миллера, Д. Долларда, А. Бандуры), в психоанализе (имена Т. Адорно, В. Шутца), в когнитивной психологии (имена С. Аша, Д. Креча, Р. Крачфилда), в интеракционизме (имена И. Гоффмана, Т. Шибутана). Отечественная психология исследует подростковую агрессию и связывает это с изучением социальных и психологических черт, куда входят их потребности, нормы, ценности. Данные разработки связаны с именами Г.С. Прыгина, И.В. Севастьяновой, С.В. Тачиной мн.др.
Глава 1. Теоретические аспекты социально-педагогической профилактики агрессивного поведения подростков
1.1. Понятие и формы агрессивного поведения
Перевод с латыни агрессии обозначает «нападение». Под термином «агрессия» понимаются множество проявлений [5].
Это явление связывается с отрицательными эмоциями, с отрицательными мотивами, с отрицательными установками, разрушающими действиями.
Психология агрессию расценивает как тенденцию, которая проявляется в поведенческих актах, фантазиях, с целью подчинения себе людей.
Направленность такого рода универсальна, и данная дефиниция в основном нейтральна.
Агрессивность является положительной, если это способность выжить.
Агрессия характеризуется направлением, проявлением, выраженностью.
Цель агрессии - это причинение страданий. Если агрессию используют как способ достижения целей, то под этим подразумевают инструментальную агрессию. Агрессивность может иметь направленность во вне - это люди, предмет, агрессия может быть направлена на себя (ауто агрессия) [12].
Большой опасности подвергаются люди, когда агрессия направлена на них. По определению А. Бандуры и Р. Уолтерса [9] такая агрессия носит название асоциальная, и связана она с социально-деструктивным действием, поэтому результатом их может быть разрушение субъекта, имущества, но не всегда это преследуется органами закона.
Агрессивность проявляется открыто и скрыто [25]. Агрессивность в виде термина обычно употребляют, чтобы обозначить разрушительные намерения, и она маскируется, к примеру, честолюбивыми представлениями.
Под такими действиями понимается самоутверждение, и подразумевается, что в их основе лежит побуждение мотивации конкуренции, стремлений к достижению, ироничного отношения к происходящему и высказываний по этому поводу. Однако окружающие эти проявления оценивают, как проявление агрессии против них. Выраженной агрессивностью чаще считается конфликт, злые слова, тип давления, плохая оценка.
При скрытой агрессии происходит обрыв общения, саморазрушения, самоубийство. Внутренние репрезентации агрессии выступают как фантазирование, аффективность.
К примеру, субъект вынашивает идеи расправы с каким-то человеком, но проявление агрессии происходит только в сфере фантазии, либо при испытании сильного аффекта [36].
Влечения проявляются через аффективность. Агрессивность выступает как борьба за свободу, уход от угрозы и страданий, борьба с препятствиями по пути к достижению потребностей, осознание и снятие внутренних конфликтов, возрастание самооценочного отношения. Здесь агрессивность парциальна, она в полном объёме не представлена.
Однако дефиниции агрессии и агрессивности разные по своему содержанию [3]. Агрессия - мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам.
1.2. Особенности социально-педагогической профилактики агрессии
Для анализа теоретических положений в данном параграфе нами изучены труды ученых - Петровой А. Б., Галагузовой М. А., Кона И. С., Фурманова И. А. и др.
Этот процесс призван способствовать обеспечению безопасной и поддерживающей среды, доступу к информации, помощи в приобретении жизненных навыков.
Для профилактики агрессивного поведения существуют классификации по различным признакам. Мы выделили следующие из них:
По целевой группе (кто является объектом воздействия) - вид профилактики.
По содержанию деятельности (что является предметом деятельности) - тип профилактики.
По «точке приложения» усилий - уровень профилактики [24].
Выделяют следующие виды профилактики:
Первичная профилактика - подразумевает комплекс социальных, образовательных и медико-психологических мероприятий, предупреждающих развитие какого-либо явления (в нашем случае агрессивного поведения).
Вторичная профилактика - комплекс социальных, образовательных и медико-психологических мероприятий, предупреждающих формирование болезни и осложнений, связанных с агрессивным поведением у лиц группы риска, у лиц с эпизодическими проявлениями агрессивного поведения [10].
Важно понимать, что вторичная профилактика не должна сводиться лишь к созданию условий, в которых агрессивное поведение не будет нести за собой вредных последствий для физического здоровья.
Третичная профилактика, или реабилитация - комплекс социальных, образовательных и медико-психологических мероприятий, направленных на предотвращение срывов и рецидивов, т.е. способствующих восстановлению личностного и социального статуса личности и возвращение его в семью, в образовательное учреждение, в трудовой коллектив, к общественно-полезной деятельности [15].
М. В. Шакурова выделяет следующие типы профилактики:
Общесоциальная (неспецифическая) профилактика - сфера деятельности, которая непосредственно не затрагивает проблему агрессивности, а влияет на нее косвенно - педагогическими средствами, через информационные технологии. Например, сюда можно отнести такие программы и мероприятия, которые отвечают за организацию досуга подростков (работа клубов, возможные спортивные мероприятия и праздники), где создается альтернатива девиантному поведению, организуется занятость подростков в свободное время.
Специфическая профилактика - мероприятия и программы, которые влияют на проявление агрессии, ее социальные последствия. Примером таких программ могут быть уроки, психологические тренинги или тематические занятия для подростков.
В профилактике выделяются три уровня - личностный, семейный и социальный.
На личностном уровне воздействие на целевую группу сфокусировано таким образом, чтобы содействовать формированию тех качеств личности, которые способствовали бы повышению уровня здоровья отдельного человека. К профилактике на этом уровне можно отнести такие формы работы, как консультирование, лечение, тренинги личностного роста.
Семейный уровень предполагает влияние на «микросоциум» - семью, поскольку семья подростка и его ближайшее окружение во многом способны повлиять на формирование агрессивного поведения. Например, сюда относятся следующие формы - тематические родительские собрания, семейные консультации, вовлечение родителей в общественную работу в школе.
Глава 2. Методические аспекты экспериментального исследования
2.1 Организация исследования
Чтобы определить специфику личности подростков с агрессивным поведением, мы исходя из анализа научной литературы, и определили, что необходимо изучить уровень агрессии и её формы, особенности мотивации, направленности на девиантное поведение, склонности к нему, наличия ряда черт личности и тревожности, лживости.
Поэтому конкретными психодиагностическими методиками были определены следующие:
1. Методика многофакторного исследования личности Кэттелла / Подростковый вариант 12-18 лет.
2. Методика диагностики состояния агрессии А. Басса-А. Дарки (адаптация Осницкого).
3. Тест «Личностная шкала проявлений тревоги» Дж. Тейлора (вариант опросника адаптированный Т.А. Немчиновым).
4. Тест А.Н. Орел «Определение склонности к отклоняющемуся поведению».
Нами определены следующие этапы изучения:
1 этап - сбор первичной информации об исследуемых подростках с помощью метода анализа документов, отбор психодиагностических методик;
2 этап - проведение эмпирического исследования личностных особенностей подростков;
3 этап - обобщение и математическая обработка полученных результатов исследования.
4 этап - анализ и интерпретация полученных результатов, формулирование выводов.
5 этап - составление и апробация коррекционной программы и проведение контрольной диагностики.
Описание объекта и запроса.
В исследовании принимали участие 15 школьников 14-15 лет (10 мальчиков и 5 девочек), которых психолог школы по запросу учителей и администрации предложил для проведения с ними социально-педагогической профилактики, поскольку они проявляли признаки агрессивного поведения. Эти школьники и явились экспериментальной группой. Психолог так же отобрал одновозрастную контрольную группу детей, не проявляющих агрессивное поведение, куда вошли 15 человек соответственно 10 мальчиков и 5 девочек. Все они учащиеся одной параллели 8-х классов.
2.2. Результаты констатирующего эксперимента и программа социально-педагогической профилактики агрессивности
Результаты анализа результатов, полученных в первичной диагностике, по методикам исследования показали следующее.
По анализу документов мы получили следующее.
1.По результатам анализа документов было выяснена следующая информация об особенностях отклоняющегося поведения. Подростки с агрессивным поведением имеют компьютерную аддикцию (10%), сквернословят, систематически нарушают дисциплину в школе, устраивают драки со сверстниками (10%).
2.Далее по результатам анализа документов рассмотрим особенности семейной ситуации. Преобладают семьи с одним родителем (80%), у 20% подростков семья состоит из трех человек (кроме матери есть сиблинги).Социально-культурный уровень семей низкий. У 75% родителей подростков с агрессивным поведением не имеют образования выше среднего, у остальных 25% родителей образование средне-специальное. Условия проживания таких семей играют важную роль в жизни подростков. По данным документов мы выяснили, что 45% семей проживают в однокомнатной квартире, 35% семей проживают в комнате в общежитии и 20% семей проживают в съемной комнате.
Затем мы перейдем к описанию результатов по методике А.Н.Орел. Сравним величины показателей в изучаемых группах подростков. Сравнительный анализ методики А.Н. Орел при помощи критерия Манна-Уитни отражен в таблице 1.
В экспериментальной группе ведущие черты: аддиктивное поведение, преодоление норм и правил, самоповреждающее и саморазрушающее поведение, делинквентное поведение, агрессия и насилие.
Менее всего у данных исследуемых выделена установка на социально желательные ответы, и волевой контроль эмоциональных реакций. Налицо факт, говорящий об общей склонности к девиации, так как исследуемые не имеют склонность на социальную желательность, имеют склонность к делинквентному поведению, выплёскивают отрицательные эмоции, склонны к агрессии и насилию.
Исследуемые из контрольной группы имеют такую склонность как установка на социальную желательность. Крайне малы у них следующие показатели: склонность к делинквентному поведению, показатель преодоления норм и правил; аддиктивного поведения; самоповреждения и саморазрушения; показатели агрессии и насилия.
Значимым было признано различие по показателю «установки на социально желательные ответы» (p<0,03). Исследуемые из экспериментальной группы не испытывают потребность выполнять социальные установки, соблюдать нормы и правила общественного поведения, у них отсутствует постоянный контроль за поведением, отмечается склонность к частому преодолению норм и правил, они нарушают нормы, могут ругаться в общественных местах, им скучно на уроках и они нарушают учебный режим, они довольны при нарушении правил общества, они утаивают асоциальные проступки. Значимым было признано различие по величине «волевой контроль эмоциональных реакций» (p<0,01). У исследуемых с агрессивным поведением отсутствуют волевой контроль эмоциональных реакций. Значимым было признано различие по показателю «склонности к преодолению норм и правил» (p<0,01). У них отсутствуют постоянный контроль за своим поведением, исследуемые часто нарушают правила.
Далее рассмотрим оценки личностных качеств по методике Кэттелла. Сравнительный анализ диагностики личностных качеств по тесту Кеттелла при помощи критерия Манна-Уитни отражен в таблице 2.
Заключение
Анализ литературных данных по проблеме исследования показал, что зарубежные авторы изучают её: в бихевиоризме с этим направлением связаны имена Миллера, Д. Долларда, А. Бандуры, в психоанализе - учёные Т. Адорно, В. Шутц, в когнитивной психологии агрессия изучалась С. Аш, Д. Креч, Р. Крачфилдом, в интеракционизме представлены работы И. Гоффмана, Т. Шибутани. Отечественная психология исследует проблему на основе изучения общественных и психологических черт, куда входят потребности, нормы, ценности.
Данные разработки связаны с именами Г.С. Прыгина, И.В. Севастьяновой, С.В. Тачиной мн.др. В социально-психологическую профилактику агрессивного поведения подростков входят аспекты социальный, педагогический и психологический. Соответственно они и являются условиями эффективности её проведения. Семья должна быть включена в процесс профилактики. В психологическом плане основным условием эффективности социально-педагогической профилактики агрессивного поведения подростков является развитие тех их черт личности, которые приведут к нивелированию деструктивной агрессии.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Абрамова Г.С. Практикум по психологическому консультированию / 20015. - 344 с.
2. Анн Л. Профилактика девиантного поведения у подростков. СПб., 20015. - 378 с.
3. Андреева Г. М. Социальная психология. М.,2015. - 327 с.
4. Анисимов Л. Н. Профилактика пьянства, алкоголизма и наркомании среди молодежи. М., 2015. - 299 с.
5. Антонин Ю.М., Гульдман В.В. Основы асоциального поведения. М 2015. - С. 124.
6. Астапов В.М. Тревожность у детей. М., 2015. - 364 с.
7. Аудиовизуальная психодиагностика трудного подростка / Под общ. ред. А.И. Ушатикова. Рязань, 2015. - 315 с.
8. Бадмаев С.А. Психологическая коррекция отклонений поведения. М., 2016. - 497 с.
9. Бандура А., Уолтерс Г. Подростковая агрессия. М., 2013. - 377 с.
10. Башкатов И.П. Психология трудных подростков. Особенности профилактики. М, 2016. - 132 с.
11. Белогуров С.Б. Профилактическая работа с девиантными подростками. СПб.: «Невский Диа¬лект», 2017. - 211 с.
12. Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. СПб. 2017. - 512 с.
13. Бойко В.В. Трудные характеры подростков: развитие, выявление, помощь. СПб.: Союз, - 2017. - 160 с.
14. Бочарова В. Г. Социальная педагогика. М., 2015. - 497 с.
15. Братусь Б.С. Аномалии личности. М., 2015. - 341 с.
16. Василюк Ф.Е. Психология переживания: Анализ преодоления критических ситуаций. М. 2016. - 340 с.
17. Возрастная и педагогическая психология/Под ред. А. В. Петровского. М. 2015. -288с.
18. Галагузова М. А. Социальная педагогика. М.: Гуманит. изд. центр 2016. - 416 с.
19. Гонеев А.Д. и др. Основы коррекционной психологии. М, 2015. - 401 с.
20. Гурьева В. А. Подростковые девиации. М.,2015. - 277 с.
21. Деева Н.А. Формирование социально значимых перспектив у несовершеннолетних женского пола как средство их перевоспитания Рязань, - 2015. - 115 с.
22. Заиграев Г.Г. Проблемы, пути решения подростковой девиации М., 2013. - 466 с.
23. Закатова И. Н. Социальная педагогика в школе. М.,2013. - 310 с.
24. Захаров А.И. Как помочь нашим детям избавиться от страха М., 2015. - 465 с.
25. Зиновьева Н.О., Михайлова Н.Ф. Психология и психотерапия насилия М., 2016. - 164 с.
26. Игошев К.Е. Психология девиации. М., 2016. - 148 с.
27. Кириенко А.А. Асоциальная направленность личности: определение понятия, характеристика, классификация М., 2017.
28. Коноваленко Ю.Г., Мельников А.В. Воспитательная и психологическая работа с несовершеннолетними трудными подростками. М.; 2015. - 547 с.
29. Короленко Ц.П. Девиантное поведение. Общая характеристика и закономерности развития. М., 2016. - 217 с.
30. Костина Л.М. Методы диагностики тревожности С.-Петербург, Речь, 2015. - 311 с.
31. Купцов И.И. Психологическая характеристика преодоления подростками недостатков своего поведения. М., 2015. - 164 с.
32. Кулаков С.А. Диагностика и психотерапия аддиктивного поведения у подростков. М.: Фолиум, 2017.
33. Кьеркегор С. И. Понятие девиация. М., 2015. - 143 с.
34. Левин Б. М., Левин М. Б. Воспитание асоциального подростка М., 2014. - 200 с.
35. Личко А.Е., Попов Ю.В. Делинквентное, девиантное поведение, алкоголизм и токсикомании у подростков. М., 2015. - 379 с.
36. Лоренц К. А. Агрессия (так называемое «зло»). М., 2016. - 631 с.
37. Мазина О.Н. Профилактика асоциального поведения учащихся профессионального лицея. Оренбург. 2015. - 45 с.
38. Матвеев В. Ф. Профилактика вредных привычек школьников. М., 2015. - 217 с.
39. Менделевич В.Д. Диагностика склонности подростков к зависимому поведению. Казань, 2015. - 345 с.
40. Муратова И. Д., Сидоров П. И. Воспитание трудного подростка в шко¬ле. Архангельск, 2015. - 198 с.
41. Новоселова А.С. Средства перевоспитания подростков с девиантным поведением. Пермь, 2015. - 106 с.
42. Обозов Л.Н. Психологическое консультирование. Методическое пособие. СПб: 2015. - 672 с.
43. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: Психологическая природа и возрастная динамика. 2016. - 319 с.
44. Сизанов, А.Н., Хриптович В.А. Модульный курс профилактики асоциального поведения. М., 2015. - 451 с.
45. Сукубов А.К. Социально-педагогическая профилактика агрессивного поведения. М., 2016. -298 с.
46. Тавасиев М.И. Подростковая девиация - профилактика. М., 2015. -311 с.
47. Тихонов С.И. Подростковая девиация - профилактика. М., 2016. - 402 с.
48. Тостин В. А. Профилактика подростковой девиации. М., 2015. - 402 с.
49. Социальная психология: Учебник. / Под ред. А.М. Столяренко. - М.: ЮНИТИ, 2014. - 511 c.
50. Чижова С.Ю., Калинина О.В. Детская агрессивность. - Ярославль: Академия развития, 2016. - 146 c.
51. Шипунова Т.В. Агрессия и насилие как элементы социальной реальности // СоцИс. - 2015. - № 5. - C.23